Share |

СВОЙ БИЗНЕС В ЛАПЛАНДИИ

ЛАПЛАНДИИ НУЖНА ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В РОССИЮ


Взгляд специалистов Лапландии на актуальную для Финляндии тему


Развитие северного региона – одна из животрепещущих тем в Финляндии. О северных природных ресурсах и рисках их использования немало говорится в средствах массовой информации. Об открытии северо-восточного морского пути для судоходства сообщается как о свершившемся факте. Не менее значимой темой, которой касаются авторы, является неразвитость железнодорожного сообщения Финляндии.

Российская «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года»


В России определена «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Как известно, железная дорога является артерией деловой жизни страны. По железным дорогам России за неделю транспортируется такое количество товаров, сколько по всей в Финляндии за год. В России знают, как использовать и как развивать железную дорогу. А образование в этой области признано одним из самых лучших в мире.

Программа Стратегии действительно впечатляет. К 2030 году в развитие железных дорог в России планируется вложить инвестиций на 400 миллиардов евро, т.е. более 20 миллиардов евро в год – это соответствует, к примеру, около 40 % бюджета Финляндии. Согласно данной Стратегии существующая железнодорожная сеть будет усовершенствована, что создаст хорошие предпосылки для развития промышленности и торговли. Наряду с этим будут построены новые участки дороги, которые сделают возможным открытие новых промышленных центров в стране.

Развитие приграничных территорий

Для нас, жителей отдаленных районов Финляндии, такая модель мышления представляется возможной и для нашей страны. Вместе с этим нам нужно пытаться найти возможности развития наших приграничных территорий в т.ч. используя опыт наших соседей. Надо сказать, что границы нарисованы человеком, и совместная деятельность, пересекающая эти границы, приграничное сотрудничество, будет, несомненно, развиваться. Одним из шагов на этом пути развития является виднеющаяся уже на горизонте отмена визового режима.

Железнодорожное сообщение между Россией и Финляндией в настоящее время

В настоящее время большая часть железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией проходит через Вайниккала-Бусловская в Карелии. Попытки придать пограничному пункту пропуска Иматра-Светогорск статуса международного и с точки зрения железнодорожного сообщения до сегодняшнего дня не привели к результату – пока через Светогорск-Иматра проходят только грузовые поезда с древесным сырьем. Интересен тот факт, что российская сторона особенно заинтересована в открытии в т.ч. и пассажирского железнодорожного сообщения через пункт Светогорск-Иматра. В то же время – может, немного удивительно – в России без большой шумихи по этому поводу построено более 60 км новой, электрифицированной железной дороги на Карельском перешейке. Эти новые и отремонтированные участки железной дороги при необходимости могут обслуживать именно приграничный пункт пропуска Светогорск-Иматра. Строительство нового участка дороги осуществлено за два года, в то время как в Финляндии вопрос о расширении нескольких перегруженных участков железнодорожной сети стоит на месте без ясного инвестиционного решения. Даже такие относительно небольшие в международном масштабе инвестиции продвигаются в Финляндии очень медленно, не говоря уже о строительстве новых участков железной дороги.

Нужно признать, что при четком волеизъявлении решение вопросов у наших соседей – в России – происходит в настоящее время достаточно быстро.

Железная дорога из Лапландии через п. Инари в Киркенес к берегу Баренцева моря или хорошая железная дорога через Саллу в Кандалакшу и Мурманск?

Дорога через Инари к Баренцеву морю дала бы отдаленным северным финским районам новую, политически независимую основу для постоянного развития. Но если взять во внимание развитие железнодорожной сети на Карельском перешейке, открытие северо-восточного морского пути для судоходства, а также развитость российской нефтегазовой и лесной промышленности, добычи полезных ископаемых, то можно прийти к выводу, что железную дорогу через Саллу к Баренцеву морю можно построить быстрее, чем железную дорогу до Киркенеса.

Возможности и перспективы развития Северо-восточного морского пути

Развитие судоходства по северо-восточном морском пути, а также возрастающая покупательская способность россиян, по мнению корейских и китайских производителей, способствуют конкурентоспособности их товаров на российском рынке. Для нас, финнов, это означает, что грузопоток в будущем не обязательно будет проходить через юг Финляндии, а, скорее, по северо-восточному морскому пути через свободную ото льда Мурманскую область в другие регионы России.

Наличие в финской Лапландии экономически и экологически устойчивого железнодорожного сообщения до этого естественного, разрастающегося логистического течения было бы очевидно выгодным для нас. Железная дорога Салла-Кандалакша могла бы быть реальным, эффективным ответом на эту потребность. Нужно помнить, что логистическая цепочка всегда имеет два направления – ввоз и вывоз товаров.

Судоходство в северном регионе развивается, и нам здесь, в Северной Финляндии, нужно использовать приносимую им конкурентную выгоду, нужно быть частью этого развития. Например, прямое, экономически выгодное железнодорожное сообщение через Мурманскую область в главные порты Азии дало бы возможность многим производственным предприятиям Северной Финляндии, в т.ч. зарождающемуся предприятию в г. Кемиярви, выйти на азиатский рынок. В развитии туризма Лапландии существенную роль сыграло бы пассажирское сообщение через Кандалакшу – ведь в одной только Мурманской области живет около 800 тысяч человек.

Наш ответ на поставленный выше вопрос: оба сообщения важны.

Сообщение через Саллу можно осуществить быстрее в активном сотрудничестве с Россией. Это видение подтверждает также тот факт, что администрация президента РФ совместно с финскими официальными представителями министерства транспорта вплотную занялись вопросом о строительстве железной-дороги Салла-Кандалакша. Проект строительства дороги до Киркенеса требует более существенного вклада с финской стороны, поэтому его можно осуществить немного позднее.

Авторы статьи:

Специалисты консалтинговой компании NordConsult Oy (www.nord-consult.ru) – исполнительный директор Ари Хухтала и специалист в области логистики Яакко Килпеляйнен

А что думаете вы, наши уважаемые читатели?